Т-60
Т-60 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-70. Всего было выпущено 5920[4][5] лёгких танков Т-60, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1943 годах. Небольшое число уцелевших в боях Т-60 использовалось как танки-разведчики, тягачи, учебные машины вплоть до конца войны. На базе Т-60 в 1941 году была построена первая самоходная установка БМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня на танковом шасси. Вскоре после окончания войны Т-60 был снят с вооружения Советской армии, до настоящего времени сохранилось шесть[6] подобных танков в музеях России и Финляндии.
Спустя всего три дня после начала Великой Отечественной войны, 25 июня 1941 года, московский завод № 37 получил приказ о снятии с производства лёгкого (по тогдашней классификации малого плавающего) танка Т-40 и начале переоборудования заводских производственных мощностей под выпуск лёгкого танка непосредственной поддержки пехоты Т-50. Однако для выполнения этого решения требовалась полная реконструкция завода № 37 и завода-поставщика бронекорпусов, что при сложившейся ситуации было совершенно неприемлемо. Коллектив завода № 37 с большим трудом справлялся с планами выпуска даже относительно несложного по конструкции танка Т-40, а производство Т-50 было на порядок сложнее в технологическом плане, что только усложняло поставленную задачу[4][7].
Главный конструктор завода № 37 Н. А. Астров с самого начала видел бесперспективность попыток освоения серийного выпуска Т-50 на своём предприятии. Вместо этого он и сотрудники его конструкторского бюро за две недели в конце июля 1941 года спроектировали и изготовили прототип нового лёгкого танка на базе хорошо освоенного на заводе плавающего танка Т-40. От последнего были заимствованы компоновочная схема, узлы ходовой части, трансмиссии, электрооборудование и установка вооружения. За счёт отказа от возможности движения на плаву (в начале войны Т-40 практически не применялись в таком качестве) были увеличены по толщине и установлены под более выгодными углами лобовые бронеплиты танка. Изначально вооружение оставалось прежним по сравнению с Т-40 — один 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт ДШК и один 7,62-мм пулемёт ДТ[4]. После согласования с представителем военной приёмки В. П. Окуневым, Н. А. Астров написал письмо на имя И. В. Сталина с информацией о новой машине и предложением о её выпуске на заводе № 37 вместо Т-50.
В дальнейшей истории создания Т-60 мнения экспертов расходятся. Существует два варианта изложения событий: один канонический, изложенный в статьях Е. И. Прочко[7] и И. Г. Желтова[4] с соавторами, а второй выдвинут известным российским историком М. Н. Свириным[8]. Согласно каноническому варианту, построенный первый опытный образец нового танка под заводским обозначением 0-60 уже на следующий день был продемонстрирован народному комиссару танковой промышленности В. А. Малышеву, и он был прототипом серийных Т-60. М. Н. Свирин на основании анализа документов Народного комиссариата танковой промышленности утверждает, что обозначение «Т-60» было изначально присвоено прототипу сухопутного варианта танка Т-40 под заводским индексом 0-30, серийная версия которого сейчас известна как Т-40С или Т-30. Соответственно этому предположению, именно сухопутная версия Т-40 с усиленным бронированием была показана В. А. Малышеву; а та машина, которая сейчас известна как Т-60, была разработана позже. Как следствие, время от начала работ по Т-60 (вначале «сухопутный» 0-30 и лишь потом «пониженный корпус» 0-60) до постройки прототипа 0-60 было больше двух недель. Однако эти две недели, широко упоминающиеся в публикациях, имеют своим первоисточником мемуары Н. А. Астрова[9] и вполне могут относиться к завершающей фазе разработок, когда 0-30 был запущен в серию и конструкторы трудились только над «пониженным корпусом»[10].
Если не считать этой неясности с типом показанного В. А. Малышеву опытного образца, в дальнейшем упомянутые выше авторы сходятся в описании событий. В. А. Малышев предложил перевооружить машину авиационной 20-мм автоматической пушкой ШВАК. Он организовал встречу Н. А. Астрова с конструкторами авиационного вооружения из ОКБ-15 и ОКБ-16 для проработки вопроса установки пушки ШВАК в танк. В результате совместных действий был создан танковый вариант этого орудия. Его установили на второй опытный образец танка 0-60, который был показан Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину на испытаниях. В кратчайшие сроки они были завершены, и постановлением Государственного комитета обороны танк был принят на вооружение под индексом Т-60[11]. Заводам № 37, 264 Красноармейскому судостроительному (Волгоградскому судостроительному), Горьковскому автомобильному (ГАЗ) и Харьковскому тракторному (ХТЗ) было предписано изготовить 10 000 танков типа Т-60. Для ознакомления с конструкцией танка завод № 37 выпустил предсерийные образцы Т-60 для ГАЗ и ХТЗ[4][7].
Впоследствии 20-мм пушка ещё конструктивно дорабатывалась до декабря 1941 года включительно, когда её официально приняли на вооружение под обозначением ТНШ (или ТНШ-1 — танкова ...
После разработки лёгкого танка Т-60 московский завод № 37 выпустил 20 машин этого типа, после чего в ноябре 1941 года началась его эвакуация в Свердловск. Бронекорпуса Т-60 для завода № 37 в Москве производил Коломенский машиностроительный завод имени Куйбышева. В октябре 1941 года его цеха, занимавшиеся выпуском бронекорпусов для Т-60, были эвакуированы в Киров на площадку Кировского машиностроительного завода Народного комиссариата путей сообщения имени 1 Мая. На базе этих двух предприятий был создан новый завод № 38, который в январе 1942 года построил свои первые танки Т-60 по чертежам завода № 37. Красноармейский судостроительный завод (№ 264) г.Сталинграда также наладил выпуск лёгких танков Т-60. Самое большое количество лёгких танков Т-60 в 1941—1942 гг. построил ГАЗ. В качестве смежников в технологическом процессе изготовления бронекорпусов и башен Т-60 участвовали Подольский и Ижорский заводы (для московского завода № 37), Выксунский завод (для ГАЗа), Новокраматорский машиностроительный, Ворошиловградский паровозостроительный и Мариупольский металлургический имени Ильича (для ХТЗ). 20-мм пушки поступали с Ковровского завода № 2, Тульского оружейного завода № 535, Медногорского завода № 314 и Куйбышевского завода № 525. Траки изготавливались на Сталинградском тракторном заводе имени Дзержинского[4].
В январе 1942 года на вооружение РККА был принят лёгкий танк Т-70, и начиная с марта того же года начался постепенный переход всех заводов (кроме № 264, который оказался в зоне боевых действий), выпускающих лёгкие танки, на производство «семидесятки». В мае 1942 года был завершён выпуск Т-60 на заводе № 38, по мере израсходования задела бронекорпусов для «шестидесятки» во второй половине 1942 года на выпуск Т-70 перешёл ГАЗ, и последние Т-60 собрал завод № 37 в Свердловске в самом начале 1943 года[4].
Т-60 имел типичную компоновочную схему для советских лёгких танков того времени. Танк имел пять отделений, перечисленных ниже в порядке от лобовой части машины к корме:
трансмиссионное отделение;
отделение управления;
моторное отделение по правому борту середины корпуса;
боевое отделение по левому борту середины корпуса и в башне;
кормовое отделение, где располагались топливные баки и радиатор двигателя.
Эта компоновочная схема определяла в целом набор преимуществ и недостатков танка в рамках машин своего класса. В частности, переднее расположение трансмиссионного отделения, то есть ведущих колёс, приводило к повышенной их уязвимости, так как именно передняя оконечность танка в наибольшей степени подвержена вражескому обстрелу. С другой стороны, в отличие от советских средних и тяжёлых танков, у Т-60 топливные баки находились вне боевого отделения в изолированном броневой переборкой отсеке, что повышало выживаемость экипажа при поражении танка. К другим преимуществам выбранной для Т-60 компоновки можно отнести небольшую высоту и общую массу танка по сравнению с другими машинами иных компоновочных схем. Как следствие, возрастали динамические характеристики танка, и для него не требовался мощный специализированный двигатель. Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира машины[4].
Основным вооружением Т-60 являлась нарезная автоматическая пушка ТНШ (ТНШ-1) калибра 20 мм. Орудие монтировалось на цапфах в башне, помимо маски его ствол дополнительно защищался броневым кожухом. Пушка ТНШ имела длину ствола 82,4 калибра, высота линии огня составляла 1480 мм, максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. С орудием был спарен 7,62-мм пулемёт ДТ, расположенный в единой установке с пушкой ТНШ. Для удобства использования спаренной установки пушка смещалась вправо от плоскости симметрии башни, пулемёт располагался слева. Спаренная установка имела вертикальные углы наводки от −7° до +25° и круговой сектор обстрела по горизонтали. Горизонтальный привод наведения шестерёнчатого типа башни располагался справа от спаренной установки, для быстрого поворота башни силами командира танка он мог быть отключён. Вертикальный механизм наведения винтового типа располагался слева от спаренной установки. Эти механизмы и приводы спусков пушки и пулемёта были заимствованы из конструкции более раннего серийного лёгкого танка Т-40. Пулемёт ДТ мог легко сниматься со спаренной установки и использоваться вне танка. В принципе то же самое можно было сделать и с пушкой ТНШ, только лёгкостью и быстротой исполнения эта операция уже не отличалась.
Боекомплект орудия составлял 750 выстрелов унитарного заряжания. Для автоматического питания пушки снаряды размещались в ленту с 58 выстрелами и 58 разъёмными звеньями. Эта лента укладывалась в коробку, которая устанавливалась на кронштейне под пушкой. Ещё 12 коробок находились на стеллажах внутри боевого отделения танка. При ведении огня стреляные гильзы выбрасывались наружу из танка, а отработанные звенья ленты по направляющей опускались на днище танка. По выходе из канала ствола при стрельбе снаряд имел скорость 815 м/с. В состав боекомплекта входили:
унитарный выстрел с бронебойно-зажигательным снарядом (БЗТ-20);
унитарный выстрел с подкалиберным бронебойно-зажигательным снарядом (сердечник из карбида вольфрама) — с 1942 года;
унитарный выстрел с осколочно-трассирующим снарядом и взрывателем мгновенного действия (ОТ-20);
унитарный выстрел с осколочно-зажигательным снарядом и взрывателем мгновенного действия (ОЗ-20).
О пробиваемости пушки ТНШ имеются противоречивые данные. По одним, бронебойно-зажигательный снаряд с сердечником из карбида вольфрама по нормали пробивал на расстоянии 500 м бронеплиту толщиной 35 мм[4]. По другим, на дистанции 100 м снаряд БЗТ-20 пробивал под углом 30 градусов 18-мм бронеплиту, причём это было начальное, а не гарантированное пробитие. Также отмечается очень невысокое заброневое действие малокалиберных бронебойных снарядов — чаще всего немецкий танк или БТР, поражённый очередью из ТНШ, не выводился из строя[12]. Кроме того, существуют сомнения в снабжении боекомплектом танков Т-60 подкалиберными бронебойно-зажигательными снарядами[13]. Косвенно это подтверждается фронтовой памяткой танкистам, где дословно сказано следующее: «20-мм танковые пушки бронебойным снарядом пробивают броню в уязвимых местах на дистанциях до 200 м»[14].
Небольшая мощь осколочных снарядов в некоторой степени компенсировалась автоматическим огнём пушки, позволяющим дать по цели несколько выстрелов за время, требуемое для перезаряжания иного орудия неавтоматического типа.
Спаренный пулемёт ДТ имел боекомплект в 945 патронов (15 дисков)[4].
Комментариев нет:
Отправить комментарий